Ворота, роллеты, решетки от «Праймер+» — всегда на страже Вашего дома

Адрес: 190121, Санкт-Петербург, Перевозная ул., д. 2
Телефоны: (812) 715-88-65, 715-16-56, 715-44-65

Документ МДС 11-13.2000 Рекомендации по расширению видов продукции (услуг) и организации предпринимательской деятельности проектных институтов в услов


Документы / Методические документы в строительстве / МДС 11-13.2000 Рекомендации по расширению видов продукции (услуг) и организации предпринимательской деятельности проектных институтов в услов

ГОССТРОЙ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект"


РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСШИРЕНИЮ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНЫХ ИНСТИТУТОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

МДС 11-13.2000

УД1 721.011:334.012.32


Рекомендации предусматривают разработку новых конкурентоспособных видов продукции (услуг) для различных участников инвестиционной деятельности, соответствующих изменившимся потребностям с учетом конъюнктуры рынка. Содержат расширенный перечень продукции (услуг) проектной организации.
Разработаны ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" по заказу Минстроя России.
Предназначены для проектных, проектно-изыскательских, проектно-конструкторских, научно-исследовательских и проектных организаций вне зависимости от организационно-правовых форм их построения


ВВЕДЕНИЕ

Целью основной деятельности проектной организации традиционно является удовлетворение потребностей предприятий и организаций в проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и технологическое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений, а также в другой проектной и научно-технической продукции, обеспечивающей повышение эффективности капитальных вложений и основных фондов на основе новейших достижений архитектуры, науки, техники и передового опыта.
Достижение цели основной деятельности института, как правило, предполагает решение следующих задач:
разработку индивидуальных, привязку типовых и повторно применяемых проектов предприятий, зданий и сооружений, в том числе для объектов жилищно-гражданского, коммунального назначения и др.;
проектирование восстановления и реконструкции объектов производственного назначения и других объектов;
ведение авторского надзора за строительством объектов;
проведение инженерных изысканий;
разработку схем размещения отраслей промышленности;
разработку технико-экономических обоснований и других обосновывающих материалов;
выполнение конструкторских и технологических разработок.
С развитием рыночных отношений в инвестиционном комплексе складывается устойчивая тенденция к уменьшению реального спроса на традиционные проектные работы, и соответственно "портфель заказов" значительного числа проектных организаций остается незаполненным. Таким образом, проектные организации поставлены перед необходимостью выживания в новых, малознакомых условиях хозяйствования.
Стратегия "выживания" проектной организации, как показывает опыт преуспевающих организаций, должна быть ориентирована на получение наиболее полной информации о существующих потребителях продукции проектного института, его конкурентах, складывающейся конъюнктуре рынка, позволять активно влиять на формирование рынка продукции (услуг), намеченной проектной организацией к выпуску, предусматривать разработку новых конкурентоспособных видов продукции (услуг), удовлетворяющих новые потребности как участников инвестиционного процесса, так и прочих возможных потребителей,
Важное значение в рыночных условиях приобретают возможности, вытекающие из нового представления о понятии "продукция проектной организации". В настоящих Рекомендациях под продукцией проектной организации понимаются любые результаты ее производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, для получения которых проектная организация затрачивает имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, которые имеют ценность для потребителей и могут быть с выгодой реализованы на рынке.
Такое представление позволяет существенно расширить возможности проектной организации в удовлетворении существующих и вновь возникающих потребностей заказчиков в нетрадиционных видах продукции.
Целью настоящих Рекомендаций является сказание научно-методической помощи руководителям проектных организаций в проведении работ, связанных с расширением видов продукции и услуг. В Рекомендациях рассматриваются методы и основные направления расширения видов продукции (услуг), порядок организации работы по расширению видов продукции (услуг) исходя из конкретных условий функционирования проектных организаций с использованием резервов как в рамках традиционной деятельности, так и по разработке новых видов продукции (услуг).
При необходимости получения дополнительной консультационной помощи по вопросам расширения видов продукции (услуг) проектной организаций можно обращаться в ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" Минстроя России к заведующему отделом организации и управления проектированием Подольскому Марку Семеновичу (тел. 157-33-16).

1. МЕТОДЫ РАСШИРЕНИЯ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1. Необходимость расширения видов продукции (услуг) проектной организации не должна ориентировать руководство на поиск только новых, нетрадиционных видов продукции (услуг), изготовление которых может быть налажено в проектном институте. Стратегия расширения видов продукции (услуг) проектной организации, роста ее устойчивости на рынке предполагает проведение последовательного анализа ее деятельности и возможностей.
На первом этапе следует выявить возможности, которыми проектная организация может воспользоваться при существующих масштабах и предмете деятельности - методы интенсивного расширения видов продукции (услуг),
На втором этапе необходимо определить возможности кооперации с другими участниками инвестиционной деятельности в отрасли (территории) - методы интеграционного расширения видов продукции (услуг).
На третьем этапе следует исследовать возможности проектной организации удовлетворять потребности в продукции (услугах) за пределами отрасли (территории) -- диверсификационные методы расширения видов продукции (услуг).
1.2. Выбор методов интенсивного расширения видов продукции (услуг) оправдан в случае если проектная организация не в полной мере может использовать возможности, присущие традиционно выпускаемым видам продукции (услуг) и традиционным заказчикам. К методам интенсивного расширения видов продукции (услуг) проектной организации относятся:
1.2.1. Более глубокое проникновение на рынок. Это предполагает не только активную реализацию традиционно выполняемых видов проектных работ и услуг на уже освоенных рынках, но и расширение географических границ рынка. Реализация этого метода обеспечивается такими мероприятиями, как:
повышение активности рекламной деятельности;
снижение цен на выполняемые работы (услуги);
активное участие в выставках, семинарах;
привлечение посреднических фирм для распространения (предложения) своей продукции (услуг).
Меры, принимаемые при использовании этого метода, направлены на расширение круга заказчиков, заинтересованных в деятельности данного проектного института, при существующей производственной программе. В рамках этого направления определяется максимально возможный крут потенциальных заказчиков работ (услуг). Для этого целесообразно создавать информационные банки данных (списки) о потенциальных заказчиках с последующим анализом перспектив установления деловых контактов. В процессе анализа необходимо выяснить следующее:
требуются ли потенциальным заказчикам виды работ и услуг, выполняемые данной проектной организацией;
какие требования предъявляют потенциальные заказчики к данным видам работ и услуг.
1.2.2. Совершенствование качества выполняемых работ и услуг. По этому направлению необходимо предусмотреть предоставление дополнительного комплекса услуг по сопровождению документации в процессе ее использования заказчиком и увеличение состава разрабатываемой документации в зависимости от требований заказчика и т. п.
1.3. Интеграционное расширение видов продукции (услуг) проектной организации оправдано в тех случаях, когда необходимо получить дополнительные выгоды за счет технологического расширения номенклатуры продукции.
К интеграционным методам могут быть отнесены:
1.3.1. Слияние, приобретение во владение или более жесткий контроль проектной организацией своих смежников (НИИ, изыскательские организации и т.п.) - регрессивная интеграция.
1.3.2. Слияние, приобретение во владение или более жесткий контроль конечными пользователями продукции проектной организации (строительно-монтажные организации, заводы - поставщики оборудования и др.) - прогрессивная интеграция.
Примечание. Совместное использование методов, изложенных в пп. 1.3.1 и 1.З.2., позволяет проектной организации предложить заказчику законченную продукцию инвестиционного комплекса, избавив его от дополнительных контрактных взаимоотношений с другими участниками инвестиционного процесса.

1.3.3. Слияние, приобретение во владение или более жесткий контроль предприятий-конкурентов (проектных организаций в рамках одной или нескольких отраслей, ассоциаций, союзов и т.п.) - горизонтальная интеграция.
При этом проектная организация расширяет отраслевую номенклатуру проектной продукции как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций (специалистов).
1.4. Диверсификация оправдана в тех случаях, когда отрасль не предоставляет проектной организации возможностей дальнейшего роста или возможности роста за пределами отрасли значительно привлекательнее. Диверсификация не означает, что проектной организации следует использовать первую возможность. Необходимо провести тщательный анализ и определить направления, по которым возможно в большей мере применить накопленный опыт или которые будут способствовать устранению имеющихся недостатков. Диверсификация может осуществляться по следующим направлениям:
1.4.1. Пополнение номенклатуры продукции (услуг) такими видами, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на выпускаемые проектной организацией. Например, разработка бизнес-планов, обоснований целесообразности инвестиций, программных средств и др.
1.4.2. Пополнение номенклатуры продукции новыми видами, которые не связаны с выпускаемыми, но могут вызвать интерес у отдельных групп традиционных заказчиков (потребителей). Для этого необходимо тщательно изучить деятельность и потребность традиционных потребителей, например, осуществление функций технического надзора за строительством, комплектование строек оборудованием и т.п.
1.4.3. Пополнение номенклатуры продукции изделиями, которые ранее не имели отношения ни к применяемой проектной организацией технологии, ни к ее продукции (услугам) и рынкам сбыта.
1.5. При использовании рассмотренных методов расширения видов продукции и услуг руководство проектной организации должно реально оценить возможность удовлетворить потребность в новых рынках с учетом конкуренции. Последовательность применения методов расширения видов продукции (услуг) целесообразно выдерживать в порядке изложения в настоящих Рекомендациях. На практике могут одновременно использоваться различные группы методов расширения продукции (услуг).

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Необходимость в новых видах продукции (услуг) проектной организации обусловлена изменением традиционных взаимоотношений участников инвестиционной деятельности, а также рыночными отношениями и существованием проектной организации как субъекта производственно-хозяйственных отношений на рынке в целом. Направления расширения видов продукции (услуг) проектной организации могут быть разделены на две группы (см. схему): в рамках основной деятельности (с использованием интенсивных и интеграционных методов) и дополнительных видов деятельности (с использованием методов диверсификации).
При этом, направления расширения продукции (услуг) проектной организации должны охватывать весь инвестиционный процесс и всех его участников.



Схема направлений расширения видов продукции (услуг) проектной организации

2.2. Рекомендуемый подход к расширению видов продукции (услуг) основного вида деятельности проектной организации основывается на более активном ее участии в реализации проекта на всех стадиях инвестиционного процесса: на предпроектном, проектном и послепроектном этапах. Примерный состав работ (услуг) на каждом из этапов, в которых может принять участие проектная организация, включает:
2.2.1. Предпроектный этап:
превращение общих пожеланий инвестора (заказчика) в некоторую схему необходимых действий для получения конечного результата (объекта);
рассмотрение имеющихся возможностей инвестора, определение законодательных ограничений и возможностей для территории, на которой будут осуществляться инвестиции;
исследование рынка, включая выявление коммерческих ожиданий инвестора (заказчика);
исследование экономических условий осуществления намерений инвестора (заказчика) (составление предварительной сметы проекта, обоснование схемы финансирования и др.);
изучение строительной площадки (изучение и выбор места размещения объекта, планирование работ на строительной площадке и др.);
другие работы (услуги).
2.2.2. Проектный этап:
разработка проектной и другой технической документации для строительства (эскизный проект, проект, рабочая документация).
2.2.3. Послепроектный этап:
участие в подрядных торгах или переговорах на получение подряда на строительство;
услуги при выполнении подряда на строительство, в том числе руководство строительством, осуществление авторского и технического надзора за строительством, зашита проекта в утверждающих инстанциях и органах экспертизы, контроль за соблюдением сроков и ведение учета затрат на строительство, составление исполнительной документации, услуги по завершению (сдаче в коммерческую эксплуатацию) проекта (объекта);
услуги после завершения строительства,
...

© 2013 «Праймер+» - продажа ворот | Карта сайта | Партнёры | Партенры сайта

Использование материалов cайта без письменного разрешения и прямой ссылки запрещено.