Ворота, роллеты, решетки от «Праймер+» — всегда на страже Вашего дома

Адрес: 190121, Санкт-Петербург, Перевозная ул., д. 2
Телефоны: (812) 715-88-65, 715-16-56, 715-44-65

Документ ВН 39-1.9-005-98 Нормы проектирования и строительства морского газопровода


Документы / Ведомственные нормы / ВН 39-1.9-005-98 Нормы проектирования и строительства морского газопровода



ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


НОРМЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА МОРСКОГО ГАЗОПРОВОДА

ВН 39-1.9-005-98

Срок введения в действие 1 декабря 1998 г.


АННОТАЦИЯ

РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ АО ВНИИСТ ДОАО Гипроспецгаз ВНИИГАЗ

РАЗРАБОТАНЫ: Инжиниринговой научно-исследовательской компанией - Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов и объектов ТЭК (АО ВНИИСТ) Минтопэнерго Российской Федерации (канд. техн. наук М.А.Камышев - руководитель работы), кандидаты технических наук В.И.Хоменко, Н.Г.Фигаров, А.С.Болотов, С.В.Головин, доктор техн. наук Н.П.Глазов, инж. А.М.Камышев) при участии институтов ДАО Гипроспецгаз (канд. техн. наук А.К.Дерцакян, инж. А.М.Серебряков); ДП ВНИИГАЗ (докт. техн. наук В.П.Черний) и специалистов ОАО "Газпром" М.С.Федорова и А.И.Рыбакова.

СОГЛАСОВАНЫ: Госгортехнадзор РФ (письмо за № 10-03/398 от 23.07.1998 г.).

УТВЕРЖДЕНЫ: ОАО "Газпром"


"Нормы проектирования и строительства морского газопровода" содержат основные требования к проектированию и строительству морских газопроводов диаметром до 720 мм с рабочим давлением до 25 МПа, прокладываемых по дну моря и соединяющих береговые компрессорные станции.


ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие ведомственные строительные нормы (ВСН) предназначены для проектирования и строительства морских магистральных газопроводов.
В ВСН приведены основные требования к проектированию и строительству морских газопроводов на континентальном шельфе России диаметром до 720 мм и внутреннем рабочем давлении не более 25 МПа. При конкретизации региона строительства настоящие ВСН должны быть дополнены требованиями, учитывающими специфику данного региона.
Обозначения и единицы измерения, используемые в настоящих нормах и правилах, приведены в Приложении 1.
Технические термины и определения, принятые в настоящих нормах и правилах, приведены в Приложении 2.
Перечень нормативных документов, использованных при разработке настоящих норм и правил, приведен в Приложении 3.

ЧАСТЬ 1. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Морские магистральные газопроводы должны обладать повышенной надежностью при строительстве и эксплуатации с учетом особых условий (большие глубины моря, повышенная протяженность без промежуточных компрессорных станций, морские штормы, подводные течения, сейсмичность и другие факторы).
Проектные решения по прокладке морских газопроводов должны быть согласованы с Государственным Комитетом РФ по охране окружающей среды, Госгортехнадзором России и местными органами надзора.
1.2. По трассе морского газопровода устанавливаются охранные зоны, которые включают участки магистрального газопровода от компрессорных станций до уреза воды и далее по дну моря в пределах континентального шельфа, на расстояние не менее 500 м.
1.3. Диаметр морского газопровода и величина рабочего давления определяются из условий поставки природного газа Потребителю на основании гидравлического анализа.
1.4. Срок службы морского газопровода устанавливается Заказчиком проекта. На весь срок службы газопроводной системы должна быть рассчитана надежность и безопасность сооружения и такие воздействия, как коррозия металла и усталость применяемых материалов.
1.5. Границами морского участка магистрального газопровода является запорная арматура, установленная на противоположных берегах моря. Запорная арматура должна быть оснащена автоматикой аварийного закрытия.
1.6. На концах каждой нитки морского газопровода должны быть предусмотрены узлы пуска и приема очистных устройств и снарядов-дефектоскопов. Расположение и конструкция этих узлов определяются проектом.
1.7. Морской газопровод должен быть свободен от препятствий потоку транспортируемого продукта. В случае применения кривых искусственного гнутья или фитинговых изделий, их радиус должен быть достаточным для прохождения очистных и контрольных устройств, но не менее 10 диаметров трубопровода.
1.8. Расстояние между параллельными нитками морских газопроводов следует принимать из условий обеспечения надежности в процессе их эксплуатации, сохранности действующей нитки при строительстве новой нитки газопровода и безопасности при производстве строительно-монтажных работ.
1.9. Защита морского трубопровода от коррозии осуществляется комплексно: защитным наружным и внутренним покрытием и средствами катодной защиты.
Противокоррозионная защита должна способствовать безаварийной работе морского трубопровода на протяжении всего срока его эксплуатации.
1.10. Морской трубопровод должен иметь изолирующее соединение (фланец или муфту) с системой защиты от коррозии сухопутных участков магистрального газопровода.
1.11. Выбор трассы морского трубопровода должен производиться по критериям оптимальности и основываться на следующих данных:
- грунтовые условия морского дна;
- батиметрия морского дна;
- морфология морского дна;
- исходные сведения об окружающей среде;
- сейсмическая активность;
- районы рыболовства;
- судовые фарватеры и места заякоривания судов;
- районы сброса грунта;
- акватории с повышенным экологическим риском;
- характер и протяженность тектонических разломов.
В качестве основных критериев оптимальности следует принимать техническую и экологическую безопасность сооружения.
1.12. В проекте необходимо представить данные о физическом и химическом составе транспортируемого продукта, его плотности, а также указать расчетное внутреннее давление и расчетную температуру вдоль всей трассы трубопровода. Приводятся также сведения о предельных значениях температуры и давления в трубопроводе.
Следует указать допустимые концентрации коррозионных компонентов в транспортируемом газе: сернистых соединений, воды, хлоридов, кислорода, двуокиси углерода и сероводорода.
1.13. Разработка проекта производится на основе анализа следующих основных факторов:
- направление и скорость ветра;
- высота, период и направление морских волн;
- скорость и направление морских течений;
- уровень астрономического прилива и отлива;
- штормовой нагон воды;
- свойства морской воды;
- температура воздуха и воды;
- рост морского обрастания на трубопроводе;
- сейсмическая обстановка;
- распространение промысловых и охраняемых видов морской флоры и фауны.
1.14. В проекте должен быть представлен анализ допустимых пролетов и устойчивости трубопровода на дне моря, а также расчет патрубков - ограничителей лавинного смятия трубопровода в процессе его укладки на больших глубинах моря.
1.15. Газопровод должен заглубляться в дно на участках его выхода на берег. Проектная отметка верха заглубленного в грунт трубопровода (по утяжеляющему покрытию) должна назначаться ниже прогнозируемой глубины размыва дна акватории или берегового участка на весь период эксплуатации морского трубопровода.
1.16. На глубоководных участках газопровод можно прокладывать по поверхности дна моря при условии обеспечения его проектного положения в процессе всего периода эксплуатации. При этом необходимо обоснование исключения всплытия или подвижек трубопровода под воздействием внешних нагрузок и его повреждения рыболовецкими тралами или якорями судов.
1.17. При проектировании морской трубопроводной системы должны быть учтены все виды воздействия на трубопровод, которые могут потребовать дополнительной защиты:
- возникновение и распространение растрескивания или смятия труб и сварных швов в процессе монтажа или эксплуатации;
- потеря устойчивости положения трубопровода на дне моря;
- потеря механических и служебных свойств трубной стали в процессе эксплуатации;
- недопустимо большие пролеты трубопровода на дне;
- эрозия морского дна;
- удары по трубопроводу якорями судов или рыболовецких тралов;
- землетрясения;
- нарушение технологического режима транспортировки газа. Выбор способа защиты принимается в проекте в зависимости от местных условий окружающей среды и степени потенциальной угрозы морскому газопроводу.
1.18. В проектной документации должны быть отражены следующие данные: размеры труб, вид транспортируемого продукта, срок службы трубопроводной системы, глубина воды по трассе газопровода, тип и класс стали, необходимость термообработки после сварки кольцевых монтажных сварных стыков, система противокоррозионной защиты, планы будущего развития регионов вдоль трассы трубопроводной системы, объёмы работ и графики строительства.
На чертежах необходимо указать местоположение трубопроводной системы относительно близлежащих населенных пунктов и гаваней, курсов следования кораблей, а также других видов сооружений, способных оказать влияние на надежность трубопроводной системы.
В проекте учитываются все виды нагрузок, возникающих при изготовлении, укладке и эксплуатации трубопроводной системы, которые могут повлиять на выбор проектного решения. Выполняются все необходимые расчеты трубопроводной системы на эти нагрузки, включая: анализ прочности трубопроводной системы при монтаже и эксплуатации, анализ устойчивости положения трубопровода на дне моря, анализ усталостного и хрупкого разрушения трубопровода с учетом сварных кольцевых швов, анализ устойчивости стенки трубы на смятие и избыточных деформаций, анализ вибраций, если это необходимо, анализ стабильности основания морского дна.
1.19. В составе проекта морского газопровода необходимо разработать следующую документацию:
- технические условия на материал труб;
- технические условия на сварку труб и неразрушающий контроль с указанием норм допустимых дефектов сварных швов;
- технические условия на усиленные вставки для ограничения лавинного смятия трубопровода;
- технические условия на наружное и внутреннее антикоррозионное покрытие труб;
- технические условия на утяжеляющее покрытие труб;
- технические условия на материал для изготовления анодов;
- технические условия на укладку морского участка трубопровода;
- технические условия на строительство трубопровода при пересечении береговой линии и берегозащитные мероприятия;
- технические условия на испытания и ввод в эксплуатацию морского трубопровода;
- технические условия на обслуживание и ремонт морского трубопровода;
- общую спецификацию материалов;
- описание строительных плавсредств и другого используемого оборудования.
При разработке "Технических условий" и "Спецификаций" должны быть использованы требования настоящих норм и рекомендации общепризнанных международных стандартов АРI 1111 (1993), DNV (1996) и ВS 8010 (1993), а также результаты научных исследований по этой проблеме.
1.20. Проектно-конструкторская документация, включая протоколы испытаний, материалы изысканий и исходной диагностики должны быть сохранены в течение всего срока службы морской трубопроводной системы. Необходимо сохранять также отчеты о работе трубопроводной системы, об инспекционном контроле в процессе её эксплуатации, а также данные о техническом обслуживании морской трубопроводной системы.
1.21. Экспертиза проектной документации должна выполняться независимыми организациями, которым проектная организация представляет всю необходимую документацию.

2. Расчетные критерии для трубопроводов.

2.1. Критерии прочности в данных нормах основаны на допускаемых напряжениях с учетом остаточных сварочных напряжений. Можно использовать также методы расчета по предельному состоянию, при условии, что эти методы обеспечат надежность морской трубопроводной системы, требуемую настоящими нормами.
2.2. Расчеты морского газопровода необходимо производить на статические и динамические нагрузки и воздействия с учетом работы сварных кольцевых швов в соответствии с требованиями строительной механики, прочности материалов и механики грунтов, а также требованиями настоящих норм.
2.3. Точность методов расчета должна быть обоснована практической и экономической целесообразностью. Результаты аналитических и численных решений, при необходимости, должны быть подтверждены лабораторными или натурными испытаниями.
2.4. Расчет морского газопровода производится на наиболее неблагоприятное сочетание реально ожидаемых нагрузок.
2.5. Для морского газопровода расчеты следует выполнять отдельно на нагрузки и воздействия, возникающие при его строительстве, включая гидростатические испытания, и на нагрузки и воздействия, возникающие при эксплуатации морской трубопроводной системы.
2.6. При расчетах на прочность и деформативность основные физические характеристики стали следует принимать по "Техническим условиям на материал труб".

3. Нагрузки и воздействия.

3
...

© 2013 «Праймер+» - продажа ворот | Карта сайта | Партнёры | Партенры сайта

Использование материалов cайта без письменного разрешения и прямой ссылки запрещено.