Выступление председателя правления фонда леонида рисухина на круглом столе «деятельность молодежных жилых комплексов: сорокалетний опыт (правовые и социально-практические аспекты молодежного жилищного строительства)»

Прежде всего, хочу поблагодарить Ассоциации «Укрмолодьжитло» за инициативу празднования этой даты и за упорный, целенаправленную системную деятельность все эти годы. Мы услышали: именно Ассоциация МЖК в свое время инициировала идею создания Фонда, и самого механизма льготного кредитования.

И символично, что Оргкомитет именно сейчас инициирует проведение этого круглого стола в условиях, когда государственные контролирующие органы констатируют, что основана в 2002 году программа не дала ожидаемых результатов и не решила жилищных проблем социально незащищенных категорий молодежи. Когда аннулирования с 2005 по 2009 год финансирование из общего фонда Госбюджета постепенно восстанавливается, но эти объемы не дают принципиальных сдвигов с точки зрения массового обеспечения молодежи жильем. Когда программа не просто затоптались на месте, а по многим показателям вообще вычитает!

В то же время, можно констатировать: в государстве создан уникальный инструмент, которым является Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству.

Благодаря этому инструменту, как уже отмечалось, жилье при государственной поддержке получило более 28 тыс. Молодых семей, а Фондом наработан опыт реализации различных механизмов предоставления такой государственной поддержки. Фонд, как мощная государственная специализированное финансовое учреждение, имеет разветвленную сеть — в каждой области есть региональные управления — и на сегодня укомплектован достаточным количеством специалистов соответствующего уровня.

Так, в последнее время в его деятельности накопилось определенная доля проблем, над решением которых работает Правления Фонда при поддержке наблюдательного совета и Минрегионстроя.

Но возможности этого инструмента далеко не исчерпаны, и именно сейчас пришло время отработать новые и усовершенствовать существующие механизмы, и видимо целесообразно это определить на законодательном уровне.

Думаю, главное, что нам нужно взять из опыта МЖК: это удивительные способности к развитию, к совершенствованию, к постоянному упреждающий инициирования новых предложений на замену устаревших механизмов.

Что имеется в виду?

Пришло время создать понятную молодой семьи многовариантную систему, которая бы позволяла в зависимости от возможностей семейного дохода для различных категорий молодежи иметь доступ к различным механизмам получить жилье по государственной поддержке:
либо за счет льготного кредитования;
то с помощью государственной субсидии;
либо за счет доступного ипотечного кредита;
то без приобретения права собственности — получить возможность официального найма жилого помещения.

Определение категорий молодых граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет государственной поддержки, целесообразно определить на законодательном уровне, с учетом имущественного положения, наличия приватизированного жилья, задекларированного дохода, семейного положения, в частности, наличие детей, а также возможных преференций, установленных государством для тех или иных категорий учитывая общественные интересы. Нужно определить виды государственной поддержки (кредитование, субсидии, возможность комбинирования и т.д.) и устойчивые, прогнозируемые во времени источники финансирования, а молодые граждане, в любом случае, должны быть зарегистрированы как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Представляется целесообразным определить, что обеспечение молодежи жильем осуществляется в соответствии с Общегосударственной программы, которую, по представлению Кабинета Министров Украины, утверждает Верховная Рада Украины отдельным законом.

При этом мы должны принять две принципиальные вещи!

— во-первых, государственная поддержка должна предоставляться исключительно для строительства жилья, а не для приобретения на вторичном рынке, поскольку именно производственная деятельность обеспечивает поступления в бюджет — с которого, собственно, и предоставляется эта поддержка;

— во-вторых, кредитование, финансирование ЗАСТРОЙЩИКА не решает задачи по существу. Мы сегодня видим большое количество построенного жилья не реализуется. Нужно иметь покупателя: или молодую семью, которая получит кредит или государственную помощь на удешевление или определенную государством учреждение, закажет застройщику, например, строительство молодежных общежитий, и в будущем обеспечит их эксплуатацию.

Сегодня нужно профессионально проанализировать существующие механизмы и определиться относительно дальнейшего их использования.
К сожалению, наиболее популярная программа — льготного кредитования, со значительными льготами, предусмотренными ст. 10 Закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», не может быть основой именно для программы массового обеспечения молодежи жильем учитывая ограниченность средств госбюджета, которые могут быть направлены на эти цели. Эта программа должна быть, но четко определенным государственным приоритетом: на наш взгляд, таким приоритетом должно быть демографический вопрос.
В то же время программа государственной поддержки в виде безвозвратной субсидии в размере 30% от стоимости жилья, вызвала большой интерес среди молодежи, но количество семей которые могут воспользоваться этой программой ограничена с точки зрения наличия значительной суммы собственных средств.

Именно поэтому особого внимания требует формирования четкой стратегии по развитию и доступности ипотечного кредитования: хотя бы для формирования такого собственного взноса. И возможно, для этого стоит рассмотреть возможность целевой направленной эмиссии Национально банка, или рефинансирования Национальным банком небанковских финансовых учреждений, в частности такого учреждения как Фонд, для чего необходимо также осуществлять соответствующие урегулирования на законодательном уровне.

Опыт работы Фонда показал также, что программа частичной компенсации из бюджета процентной ставки коммерческих банков может быть эффективна только по краткосрочным займам: например, для сезонного кредитования сельхозпроизводителей.

А компенсация по ипотечным, долгосрочным кредитам приводит к непредсказуемым, постоянно растущих расходов бюджета в последующие годы, и уже сейчас привела к наличию большой задолженности государства перед молодыми семьями.

На наш взгляд, мы не должны больше работать с таким механизмом.

Понятно, что только возможностями государства, возможностями бюджета не удастся быстро развернуть массовое строительство жилья для приобретения молодежью права собственности на такое жилье.

Поэтому, интересны предложения по развертыванию массового строительства жилых объектов для молодых семей и предоставление жилья по договорам найма (аренды), то есть без приобретенных права собственности и приватизации, применения опыта организации строительства молодежных жилищных комплексов (МЖК), тем более, что это является нормой ст. 10 Закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» и использование возможностей такой организационной формы, как жилищно-строительные кооперативы.
Нам нужно создать условия для привлечения инициативы именно бесквартирной молодежи, и здесь безусловно пригодится опыт МЖК, когда именно молодежь брала на себя множество организационных вопросов, тем самым ускоряя время получения жилья.

Специалисты Фонда готовы работать в этом направлении. Актив Ассоциации, я так понимаю — тоже. Среди предложений для участников «Круглого стола» является инициатива разработки законопроекта «Об основных мерах обеспечения молодежи жильем».

Мы обращаемся к участникам круглого стола, прежде всего к народных депутатов, представителей министерств и ведомств: поддержать эту инициативу, и попробовать подготовить такой закон уже на осень текущего года. И учитывая опыт МЖК, это должен быть Закон не о строительстве, а о создании соответствующей среды. Не отдельные квартиры, или дома — а микрорайоны с комплексом объектов социально-бытового назначения.

Это перспектива.

Мы также обращаемся к народным депутатам, в министерства: поддержать предложения по текущим вопросам, прежде всего о внесении изменений в закон о государственном бюджете на 2011 год, в частности:
об увеличении средств на предоставление льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям, (законопроект, внесенный народным депутатом Украины Самойлик К.С. № 8413 от 20.04.2011 года);
освобождение Фонда от обязательства предоставлять обеспечение выполнения обязательств перед государством по возмещению расходов государственного бюджета при получении государственных гарантий, по примеру проектов Евро 2012 и Укравтодора;
увеличение ассигнования по бюджетной программе частичной компенсации процентной ставки кредитов коммерческих банков молодым семьям на 37 млн. грн. (А это 11 тыс. Молодых семей).

Благодарю за внимание!

"Праймер+" - продажа ворот
Яндекс.Метрика