Интервью леонида рисухина для журнала prof build

Государственные жилищные программы — это поддержка строительной отрасли и экономики страны
Доступное жилье в Украине — возможно. Именно этот тезис своей активной деятельностью подтверждает Фонд «Держмолодьжитло», который способствует привлечению украинских граждан в доступных жилищных программ. Что именно это за программы, почему они выгодны как застройщикам, так и государству — рассказал читателям журнала Prof Build председатель правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Леонид Рисухин.
Государственные жилищные программы призваны улучшать жизнь простых граждан. А интерес застройщиков в сотрудничестве с Фондом?
Самое непосредственное. Застройщику требуется земельный участок, поставщики строительных конструкций и материалов, и самое главное — деньги, для того, чтобы строить, а также платежеспособный спрос на продукцию, которую строит застройщик. Именно благодаря участию в жилищных программах застройщики увеличивают платежеспособный спрос на жилье, которое они строят, а значит — возможность привлечения средств в строительство этого жилья. Государственные программы, которые касаются поддержки жилищного вопроса граждан, являются уникальными, потому что они комплексные: с одной стороны социальные, а с другой экономически направлены. Предоставляя государственную поддержку гражданам, государство тем самым поддерживает строительную отрасль, а значит — и экономику государства. А поддержка строительной отрасли — это очень прагматичные вещи: рабочие места, налоги в бюджет, развитие смежных отраслей.
Охотно строительные компании идут на такое сотрудничество?
По разному. Государство не создавала административного механизма, который обязывает застройщиков участвовать в этой программе. Есть застройщики, которые ориентируются на сегмент элитного жилья — там высокие цены, и нельзя сказать, что это доступное жилье в нашем понимании. Безусловно, такие компании не участвуют в наших программах, они имеют своего покупателя. Но компании, которые ориентированы на массовое жилье, подают заявки на участие достаточно активно.
Чаще вы предлагаете сотрудничество компаниям или все-таки они выходят на вас?
В последние годы действует очень интересный механизм. Это неправильно, когда государство адресно-то кому-то предлагает. Потому что все сразу интересуются, а где здесь коррупция, где скрытые интересы. Поэтому в программе участвуют исключительно те компании, которые сами хотят быть вовлеченными в нее, более того — компании, прошедших сито отбора. Отбор компаний является трехуровневой.
О чем именно идет речь?
Во-первых, предложения предоставляет сам застройщик. Эти предложения передаются в Минрегион по представлению соответствующей областной государственной администрации. К этому представлению прилагается несколько документов, главный из которых — согласованный с местным органом архитектурно-строительного контроля график строительства. То есть уже на первом уровне есть предварительный отбор и ознакомления с возможностями застройщика. Второй уровень отбора — это рассмотрение потенциального участника программы Межведомственной комиссией, которую формирует Минрегион и состоящая из представителей различных ведомств, профессиональных и общественных организаций. Эта комиссия рассматривает перечень документов, предоставляемых ОГА, смотрит, чтобы объект имел высокую степень готовности, а застройщик обладал соответствующими документами, подтверждающими право вести работы на земельном участке, разрешение на начало работ и тому подобное. И потом, когда Комиссия утвердила перечень застройщиков, он передается нашему Фонда как исполнителя государственной программы, и уже наши специалисты более внимательно изучают, нет фактов повторной продажи, не является ли данный объект предметом залога. Также изучается финансовое положение застройщика, история предыдущих построенных объектов, если они есть. То есть отбор является серьезным, и, по моему мнению, это абсолютно оправдано.
Много компаний отсеиваются?
Компаний, которые после сита отбора реально привлекаются к сотрудничеству с Фондом, остается около 50%. Сейчас в программе участвуют около 150 компаний. Все эти застройщики, кстати, получают косвенную поддержку по продвижению своих объектов жилищного строительства на пути к конечному покупателю. Поскольку информация о них, так или иначе, распространяется во время наших презентаций о возможностях действующих государственных программ.
Какая самая пользу поде бнои сотрудничества для государства?
Как я уже отметил, действующие государственные жилищные программы — уникальные, они позволяют государству выполнять социальные задачи, получая от них положительный экономический эффект. Возьмем, к примеру, 2013 год. По всем механизмами государственной поддержки государство потратило около 250 млн. Грн. При этом эти механизмы позволили привлечь собственные средства граждан, банковские кредиты. Если государство оказывает помощь в размере 30% от стоимости жилья, фактически субсидируя строительство, то она таким образом стимулирует инвестиции граждан в строительство оставшихся 70% стоимости жилья. Если государство дает удешевленный кредит, она компенсирует процентную ставку, но банк предоставляет кредит, и все эти средства идут в строительную отрасль. Таким образом в прошлом году было привлечено 1 млрд. 300 млн. Грн. Расчетная доля различных платежей государству (налоги, отчисления в Пенсионный фонд и т.д.) составляет около 25%. Получается, государство дало 250 млн., А получила 300 млн., То есть государство еще и зарабатывает на этом, это беззатратные для государства программы.
Среди государственных программ — льготное кредитование жилья под 3% для молодежи, удешевление ипотечных кредитов и программы 30/70 — которая является более востребованной?
Программа льготного креди вание для молодежи является наиболее благоприятной из всех ныне действующих в государстве механизмов. И для государства она имеет еще один весомый плюс — улучшение демографической ситуации. Молодая семья получает льготный кредит под 3% годовых, и если в этой семье есть ребенок, то государство освобождает ее от уплаты процентов. А это на срок действия кредита в среднем 130 000 гривен дополнительных льгот! Если в семье двое детей — государство освобождает от уплаты 25% тела кредита, если же трое и больше — то семья вообще заплатит только половину. Поэтому эта программа является наиболее востребованной среди молодежи, хотя государство и не может давать много средств на нее. А вот программа 30/70 и удешевления ипотечных кредитов более интересной для граждан, имеющих средний уровень доходов, это уже другой сегмент.
Что, по вашему мнению, что ждет строительную отрасль в ближайшее время, несмотря на непростую ситуацию в стране?
До конца года наша задача — максимально содействовать, чтобы объекты, которые начали существования в рамках государственных программ, были достроены, чтобы граждане получили свои квартиры. Что же касается следующего года — все зависит от возможностей государства. Но в любом случае у нас остаются связи с застройщиками, которые активно участвуют в программах. В будущее мы смотрим с перспективой и надеемся, что государство и в дальнейшем будет держать на контроле решение социальных вопросов.
Общалась Ксения Литвин

"Праймер+" - продажа ворот
Яндекс.Метрика